Этот свет негасим

Памяти Ануара Алим­жанова

7 002

Этот год является юбилейным для многих исторических личностей Казахстана. О ком-то говорят больше, о ком-то – меньше. Возможно, кому-то это покажется начетничеством – но такова правда. И в этой связи можно констатировать, что сегодня странным образом советский период предстает перед новыми поколениями каким-то дефрагменитированным, в определенных моментах даже оболганным и несущественным в общем потоке истории.
Прошло лишь 30, 50, 60 лет, собственно, для Истории с большой буквы – это миг. И этот «миг» должен изучаться не менее подробно и всесторонне, чем годы становления Казахского ханства. Хотя, если говорить о современой исторической науке, которая зародилась и состоялась как некий научный комплекс именно в советский период, сегодняшнее ее развитие трудно назвать удовлетворительным и соответствующим современным вызовам.

Целеустремленность и талант
В 2020 году исполнилось 90 лет со дня рождения одной из видных фигур советской казахской литературы Ануара Алимжанова. Он родился 12 мая 1930 года у подножия великолепного Джунгарского Алатау. Рано осиротевший мальчик вырос в пытливого и талантливого молодого человека, который сразу заявил о себе как о цельной, целе­устремленной личности. После окончания КазГУ им. С. М. Кирова началась его блестящая профессиональная карьера – журналиста, публициста, киносценариста и, наконец, писателя. Но до этого был период учительства в родном ауле Актуме. Не будем перечислять все вехи его творческого и профессионального пути, скажем только, что он был специальным корреспондентом таких гигантов центральной, общесоюзной печати, как «Литературная газета» и «Правда».

Три столпа
Конец 60-х и особенно 70-е годы – это «золотой век» для научной, творческой национальной интеллигенции. Точнее будет сказать – это она сделала то десятилетие таковым. Это поколенческая волна, знаковыми фигурами которой стали Ануар Алимжанов, Олжас Сулейменов, Мурат Ауэзов, их соратники в других сферах культуры и науки.
Хрущевская оттепель мало отобразилась на Казахстане. Хотя ее дух и атмосферу тогда еще юные наши герои ощутили, учась в высших учебных заведениях. В Казахстане именно в эти годы произошел некий концентрированный выплеск мнимой свободы. Но это был отнюдь не беспроблемный период.
По решению ЦК КП Казахстана от 17 июня 1976 года был уничтожен уже готовый тираж и рассыпан весь типографский набор книги «Эстетика кочевья», к которой имел непосредственное отношение Мурат Ауэзов и его единомышленники. В том же году начались гонения уже на всесоюзном уровне на книгу Олжаса Сулейменова «Аз и Я»...
Возвращаясь к Ануару Алим­жанову, имеет смысл процитировать Мухтара Ауэзова: «Три повести – «Караван идет к солнцу», «Синие горы» и «Сувенир из Отрара» – воспринимаются как части трилогии, рассказывают о духовном возмужании поколения казахской интеллигенции, к которой принадлежит сам автор».
Нетрудно заметить, что все три перечисленных творца в те годы выдавали на гора произведения и исследования на русском языке. Эта плеяда была русскоязычной. Своими произведениями они вызвали интерес к исконному, древнему и современному Казахстану у своих соплеменников уже изъяснявшихся и погруженных в стихию русского языка. Если произведения Ильяса Есенберлина переводились на русский и имели бешенный успех, то и творения Ануара активно переводились на казахский язык. Все это вкупе давало духоподъемный интерес к истории Казахстана молодежи той поры. А плеяда, к которой принадлежал писатель и был там на передовых позициях, – она, по сути, взяла на себя амбициозные просветительские задачи и справилась с этим.

Гражданин мира
Отдельно надо сказать об Ануаре Алимжанове как о человеке, занимающемся международной тематикой. Да, она была идеологична в русле тогдашнего дискурса, но она была высокого качества. Международные связи литературного сообщества Казахстана, в целом республики с другими странами без Ануара Алимжанова, безусловно, были бы блеклыми, не такими насыщенными.
Уже с 1959 года он являлся заместителем председателя советского Комитета по связям с писателями Азии и Африки Союза писателй СССР, активным членом Афро-Азиатской Ассоциации писателей и Европейского сообщества культуры. Среди афро-азиатских писателей Ануару Алимжанову одному из первых в 1985 году присуждена «Международная премия народной республики Конго за укрепление дружбы между народами Азии и Африки и активное содействие в борьбе за свою самостоятельность». За ряд произведений на темы Индии в 1969 году присуждена премия имени Джавахарлала Неру. Он презентовал Совесткий Казахстан всему миру.
Совершенно справедливо в своем очерке «Об Ануаре Алимжанове: большом Писателе и последнем председателе Красной Империи» Арсен Баянов пишет: «Ануар Алимжанов еще во времена застоя искал пути свободного развития Казахстана на опыте африканских стран, и опять-таки, по словам Мурата Ауэзова, собирая опыт деколонизации, Алимжанов вовлек туда и Олжаса Сулейменова, и весь Союз писателей, и даже Кунаева. И когда Союз писателей во главе с Ануаром решил провести Пятую конференцию писателей стран Азии и Африки, то Динмухамед Кунаев (тогда первый секретарь ЦК КП КазССР – А. Б.) пошел навстречу, и даже построил современный конференц-зал Союза писателей с синхронным переводом».
В истории афро-азиатского писательского движения это была самая крупная и содержательная конференция, оказавшая свое влияние на международные связи тогдашнего Казахстана как на формальном, так и на неформальном уровне.

Через разум и знания
Не менее активно Ануар-ага, став известным, маститым писателем, будучи председателем «Комитета защиты мира», с годами все больше отдавал часть своего времени уже не просто общественной работе, а государственной. В канун распада умирающей на глазах державы он возглавлял Совет национальностей Верховного Совета СССР.
Его подпись стоит на документе о роспуске СССР. Это случилось 26 декабря 1991 года. Как свидетельствует президент Академии журналистики РК Сагымбай Козыбаев, тогда Ануар Алимжанов сказал: «Время распорядилось так, что на мою долю выпала тяжелая участь провести последнее заседание Верховного Совета СССР. Мы, как бы ни старались, не смогли перешагнуть через целую историческую эпоху. Хотя и поздно, но вновь вернулись в лоно капитализма. Быть может, даже к его самой дикой форме...».
В завершение хотелось бы привести другую цитату Мурата Ауэзова, вот как он охарактеризовал Алимжанова в одном из интервью: «Я тогда был студентом факультета восточных языков МГУ, входил в движение «Жас тулпар». На дворе стояли времена, благоприятные для вольнодумия. А мы были патриотами. И формировали наше чувствование в большей степени две личности – Олжас Сулейменов и Ануар Алимжанов. Олжас воздействовал на нас эмоционально, а Ануар – через разум и знания. Именно через него мы узнавали о тюрко-индийских связях, имена Бабура и Акбара, династии Великих Моголов. Казахстан читал его «Сувенир из Отрара» и открывал новые пласты в своей истории. Ануар словно взрывал временные, хронологические границы, которые были предписаны идеологическим аппаратом».
Ануар Алимжанов слишком рано ушел от нас. Спустя 27 лет с момента его ухода можно только сожалеть о том, каков был бы КПД этой личности в становлениии современного Казахстана, вновь обретшего государственность и в таком качестве двигающегося в ревущем океане мировой политики.
Подготовил
Джанибек СУЛЕЕВ