Дежурный по городу. Разные настроения

Как алматинцы с помощью «Дежурного по городу» разбираются с законностью строительства в мегаполисе

Оперативная реакция!
Жительница микрорайона Шанырак-2 Аида Азаматова прислала «дежурному» видео с просьбой принять срочные меры:
– На улице Оркен водитель ассенизаторской машины сливает нечистоты на протяжении нескольких лет в канализационный колодец. Проживает этот человек в доме на этой же улице.
При этом Аида вспомнила недавний аналогичный случай в Ауэзовском районе, когда экологи и природоохранная полиция сработали оперативно и наказали подобного нарушителя.

5 001

– Проблема большая, в городе 80 тысяч канализационных колодцев, – прокомментировал ситуацию представитель ГКП на ПХВ «Алматы Су» Серик Шагиров. – Это частники, их деятельность, к сожалению, нами не регулируется. Между тем слив стоков напрямую в канализацию доставляет очень много хлопот предприятию. Но к каждому колодцу сторожа не приставишь. Считаю, надо в первую очередь ужесточать наказание за самовольный слив нечистот в сеть или почву.
Но и в этом случае правоохранители отреагировали оперативно:
– Инспекторами природоохранной полиции ОМПС УП Алатауского района водитель указанного автотранспорта был привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 505 ч. 1 КоАП РК, – отрапортовал начальник Управления полиции района Ильяс Омирсериков.
«Дежурный» обращается ко всем алматинцам: не проходите мимо таких фактов, фиксируйте на фото и видео, обнародуйте подобные правонарушения, те, кто отвечают за экологию мегаполиса, обязательно отреагируют!

Кто отвечает за реку?

5 002


Горожане, гуляющие вдоль реки Есентай выше улицы Тимирязева, недоумевают, почему русло в таком неприглядном состоянии?
– Раньше в это время года река всегда была очищена от грязи и песка! Кто отвечает за это? – обратились с вопросом к «дежурному» алматинцы, и подтвердили написанное фотографиями.
Выяснилось, что ответственна за состояние русла этой и других алматинских рек Казселезащита, откуда поступил подробный ответ: «В связи с повышенным расходом воды по руслу реки Есентай, вследствие обильных ливневых осадков, превысивших среднемесячные нормы в несколько раз в весенне-летний период 2020 года, работы по очистке барражей стабилизации от наносов и отложений не представлялись возможными. Поэтому вышеуказанные работы будут выполняться в ближайшее время.
Одновременно сообщаем, что в данное время ведутся ремонтно-восстановительные работы конструктивов (парапетные гранитные плиты, железобетонное дно канала, разрушенные диафрагмы и т. д.) железобетонного канала, и с 12.10.2020 года будет производиться очистка барражей канала стабилизированного русла реки от селевых наносов, песка и ила до конца текущего месяца».

5 003

 

5 004

Чьи вы, горы?
Вопросы строительства в наших горах пока только множатся.
– На «Кок-Жайляу» дорога строится втихаря! – забила тревогу в ФБ алматинка Сауле Кобжанова. – Вдоль дороги, видимо, будут строить коттеджи, так как уже организованы строительные площадки! Причем дорога широченная! Начинается она от заброшенной базы «Динамо», там, где заканчивается улица Ладушкина. Сотни деревьев уже повалены и вырублены! Настоящее варварство! Целый лес и сады яблоневые под бульдозерами погибли! Там фазаны, белки, шакалы и волки жили.
Публикация вызвала вал возмущения алматинцев, уверенных, что Кок-Жайляу возвращен в состав Иле-Алатауского национального заповедника и, следовательно, подобного там происходить не может.
«Дежурный» передал сигнал в антикоррупционную службу, и уполномоченный орган – Управление градостроительного контроля – прокомментировало ситуацию. Чиновники подтвердили, что по указанному адресу производятся строительно-монтажные работы по срезу склона для устройства подъездного пути к крестьянскому хозяйству: «Объект – строительство дороги на «Кок-Жайляу». Собственником земельного участка является гражданин С. А. Махмудов. Целевое назначение участка – ведение крестьянского хозяйства. Согласно акту обследования земельного участка Каменского лесничества от 14.07.2020 года, этот участок не входит в состав земель Иле-Алатауского ГНПП. На данный момент ведется сбор документов для проведения внеплановой проверки в отношении собственника земельного участка. При выявлении нарушений он будет привлечен к административной ответственности».
Ответ уполномоченного органа вызвал еще больше вопросов:
Зарема Абишева: «Ничего себе, крестьянское хозяйство! Кто такие траты себе позволить может! А разрешено ли прямо возле особо охраняемой природной территории вести такую активную хозяйственную деятельность?»
Ксения Зубова: «Крестьянское хозяйство? А зачем для этого лезть в горы? Чтобы там сделать степь? Для этого надо все вокруг превратить в ужас? С каких пор наши горы – это частная собственность, на каком основании?»

Спасите сосны!
Алматинский пенсионер в отчаянии: сосны, которые он выхаживал более двух десятков лет, собираются вырубить и на их месте воткнуть очередную высотку.
22 года назад житель многоэтажки в микрорайоне Самал-3 Серикбай Жаксылыков высадил во дворе 27 крымских сосен. Это уникальное дерево во многих странах занесено в Красную книгу. Но сегодня 76-летний мужчина в отчаянии: деревья могут пойти под топор.
– В 1998 году я посадил здесь крымские сосны, – вспоминает Серикбай-ага. – Сам лично сажал эти деревья. Здесь был мусор, я сам все расчищал, закупал эти сосны, возил землю. Потом регулярно поливал, ухаживал за ними. За эти годы их высота достигла 20-25 метров. Но оказалось, эту землю продали еще в 2006 году, и сейчас хотят вырубить эти сосны и застроить территорию. Как так можно? Жалко. Столько труда в это вложено! Они ведь кислород дают, да и просто глаз радуют. Почему сразу так радикально – рубить? Я уже предлагал пересадить сосны в другое место, готов вложить свои деньги, но такие большие деревья вряд ли примутся при пересадке. Может, можно внести эти сосны в план будущего дома?
Жильцы дома написали письмо акиму города и прокурору, обратились к «дежурному». Мы передали обращение в уполномоченные органы – Управление градостроительного контроля (УГК) и Управление зеленой экономики (УЗЭ) города Алматы.
Чиновники УЗЭ никак не прокомментировали предложение «зеленого» активиста о пересадке сосен или внесении их в план будущего строения.
Из УГК получено подтверждение: здесь будет построен многоквартирный жилой комплекс с подземными паркингами, нежилыми помещениями для обслуживания населения. Заказчиком ТОО SAMALResidence в марте этого года уже получено архитектурно-планировочное задание. Однако уведомление о начале строительно-монтажных работ в управление пока не поступало, и никакие работы пока не начаты.
Но это только пока… Очередная точечная застройка – вопрос решенный.
– В последние годы застройщики активизировались. Им лишь бы получить прибыль, несмотря ни на что! – возмущена алматинка Татьяна Киселева. – Президент говорит о запрете точечной застройки, а в результате высотки в жилых массивах центра Алматы растут, как грибы!
Шум, поднятый на странице «Дежурный по городу» и в частности на телеканале «Алматы», привлек внимание акима города.
Бакытжан Сагинтаев во время прямого эфира ответил на жалобы жителей микрорайона Самал-3, выступивших против застройки парковой зоны в их дворе. Более того, Сагинтаев немедленно распорядился подключить к прямому эфиру руководителя Управления градостроительного контроля Бахытжана Наурзбекова. Главный контролер строительных объектов, как оказалось, был в курсе развивающихся событий и доложил: «На сегодня земельный участок полностью огорожен, по нему имеется архитектурно-планировочное задание (АПЗ). Стройка не ведется, так как проект находится на согласовании Управления урбанистики города Алматы».
Аким города поручил уполномоченному органу не давать разрешения на строительство без одобрения жителей.

Такая история
Какая судьба ждет культурно-исторические памятники архитектуры мегаполиса местного значения? Насколько они защищены и сохранны? Эта тема вновь стала активно обсуждаться алматинцами в соцсетях. На этот раз – в связи с историей вокруг старого здания алматинского аэропорта.
«Алматинцы не раз становились свидетелями того, как сносились исторические здания в центре города. К сожалению, на их месте появлялся очередной ТРЦ или пафосный отель, от которых нет никакого проку. Список наших исторических потерь огромен: жилой дом аксакала Сейдалина, здание общественных собраний города Верного, кинотеатр «Алатау», здание Госплана Казахской ССР, Дом пионеров и многое-многое другое. Сегодня видно, что отношение городских властей к историческому наследию города изменилось в лучшую сторону. И снос знаковых зданий находится на строгом контроле акимата. На этом фоне интересна судьба алматинского аэропорта. Как известно, туда пришли турецкие инвесторы, и впереди – большая стройка, которая затронет и старое здание международного терминала. В последнее время власти города демонстрируют особое внимание к сохранности исторического облика Алматы. Какая же судьба ждет это здание? И является ли оно памятником архитектуры?» – переживает алматинец Сергей Косубеков.

5 005


Как сообщили в Управлении городского планирования и урбанистики, компании-застройщику – турецкому холдингу TAV, являющемуся владельцем ста процентов акций Международного аэропорта Алматы, в соответствии с Законом РК «Об охране и использовании объектов истоpико-культуpного наследия» даны рекомендации по будущей застройке.
Ситуацию прокомментировал Куспан­галиев Болат Урайханович – директор Института архитектуры и строительства им. Т. К. Басенова:
– Вопросами сохранения памятников архитектуры, без всяких сомнений, нужно заниматься. И это прежде всего – вопрос профессионалов, и его необходимо решать в республиканском масштабе. В данном случае речь идет об исторической памяти алматинцев, которым дороги их воспоминания, и к этому нужно отнестись с уважением. Я родился и вырос в этом городе, хорошо знал и уважал автора проекта здания аэропорта Басенова, но и тогда, и сейчас это был типовой проект той эпохи. И он не является памятником архитектуры. Кстати, нынешние хозяева предлагают не снос, а перенос здания с использованием его в качестве правительственного терминала. Такое решение возможно, но могут быть и другие варианты. Думаю, что предложенный конкурс среди архитекторов Казахстана на архитектурное решение нового терминала поможет найти оптимальное решение вопроса.