«Чёрный, чёрный человек» в Париже

Фильм «Черный, черный человек» режиссера Адильхана Ержанова вышел в широкий прокат во Франции

17 002

Картина будет показана в 60 кинотеатрах Франции, включая 9 парижских. Это не первый показ картин 37-летнего казахстанского режиссера в этой стране. До этого здесь выходили в прокат такие его фестивальные ленты, как «Ласковое безразличие мира» и «Хозяева».
Напомним, за «Черного, черного человека» в 2019 году Адильхан Ержанов первым среди казахстанских режиссеров был удостоен азиатского Оскара – Asia Pacific Screen Awards, ежегодной премии Киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сюжет картины, по словам ее создателей, выдуман.
– Перед нами не стояла задача – основывать сюжет на реальных событиях, любые совпадения случайны, если они есть, – сказал продюсер картины Серик Абишев.
В небольшом казахском ауле изнасилован и убит мальчик. На счету молодого следователя Бекзата (Данияр Алшинов) за два года «карьеры» 12 таких дел. В этот раз он тоже собирался задушить «убийцу» в камере, но приехавшая из города журналистка Ариана (Динара Бактыбаева) ломает планы следователя. Приходится работать по-настоящему, и тут выясняется, что изнасилования и убийства детей в округе происходят постоянно. Начинается поиск серийного убийцы-маньяка – агашки в черном джипе, который подсаживает в свою машину маленьких мальчиков.
Те, кто следит за творчеством Адильхана Ержанова (а за его плечами – около 10 фильмов, где он был и режиссером, и автором сценария), говорят, что своим «Черным, черным человеком» певец артхаусного кино, как никогда ранее, приблизился к зрителю. Во время республиканской премьеры в феврале за два часа, пока длилась демонстрация фильма, никто не покинул зал. Да и после того как на экране промелькнули последние титры, фильм еще долго не отпускал зрителя, что является признаком качественного кино.
– Это была режиссерская версия, – сообщил продюсер картины Серик Абишев. – Она режиссеру ближе, чем сокращенная на 40 минут прокатная. Ему хотелось, чтобы первые зрители посмотрели именно фестивальную версию, которой заграничный зритель аплодировал стоя и благодаря которой Адильхан был удостоен азиатского Оскара.
Напомним: бюджет картины составляет
$ 50 тыс., снималась она два месяца.
– Мы умудрялись снимать полнометражные полуторачасовые фильмы даже за
$ 6 тыс., – гордо утверждает Серик Абишев. – В Казахстане, к сожалению, нет спонсоров, готовых вложиться в талант и творчество, всех пока интересует только прибыль. К артхаусному же кино относятся, как ко второсортному. Бывало, свое кино мы снимали за счет собственных средств. Но отсутствие звездных актеров, хорошей техники и денег нашу съемочную группу не останавливает. Когда мы видим, как встречают нас на международных кинофестивалях, то у всех, кто работает над проектами, нет чувства, что усилия были потрачены зря. Если надо, мы готовы снимать даже на камеры своих мобильных телефонов. Для нас главное – не сидеть без дела.
До последнего времени в картинах Ержанова актеры с именами не снимались. Платить им ему было нечем, поэтому приходилось самостоятельно открывать новых звезд. По мнению продюсера, у него чутье на них. Динара Бактыбаева снималась и у других режиссеров, но, снявшись в трех проектах Ержанова, она раскрылась именно как глубокая драматическая актриса. Теоман Хос, непрофессиональный актер (художник по профессии), который играл в «Черном, черном человеке» душевнобольного Пукуара, занят во всех картинах Ержанова. В «Черном, черном человеке» он сыграл одну из главных ролей. Режиссер еще до съемок дал ему задание – учиться поведению человека, который застрял в вечном детстве, у своего двухлетнего сына. «Учитель», видимо, оказался хорошим. Бородатый Пукуар, услышав музыку, вместе с подружкой Адемокой (Адема Ержанова), тоже вечным ребенком, танцуют, притопывая, как малыши, которые едва-едва стали делать первые шаги. Племянницу Адему Ержанову режиссер начинал снимать в своих фильмах еще четырехлетней девочкой. И вот результат – роль душевнобольной героини 12-летняя актриса сыграла блестяще, и на экране зритель увидел не актеров Теомана Хоса и Адему Ержанову, а реальных людей.
Несмотря на то что гонорары в фильмах Адильхана Ержанова – символические, в его картины сейчас с удовольствием идут самые именитые актеры отечественного кино.
– После того как предыдущий фильм Ержанова – «Ласковое безразличие мира» – был тепло встречен на Каннском кинофестивале, пошла такая тенденция, что звезды сами стали подходить к нам с вопросом, почему мы их не приглашаем сниматься, – рассказывает Серик Абишев. – Мы честно отвечаем, что у нас нет возможности оплачивать их работу. «Дело же не в деньгах, – начинают убеждать нас актеры. – Сейчас в кино почти нет творчества, а мы хотим самовыражаться». Некоторые из них готовы войти в картину как продюсеры и помочь с финансированием. После таких слов мы рискнули выходить на профессиональных актеров.
Надежда казахского кино Данияр Алшинов согласился сняться в «Черном, черном человеке» после прочтения сценария за чисто символический гонорар – меньше 1000 долларов за два месяца. Сказал, что это та роль, о которой он мечтал. Оказывается, другие режиссеры упорно отказывались замечать его драматический потенциал, они приглашали его сниматься только в комедийных проектах. Это его задевало и коробило. И тут звезды, что называется, сошлись. Ержанов увидел его в фильме «Районы» Ахана Сатаева и был покорен тем брутальным образом, который создал этот органичный, очень пластичный и интеллектуальный актер (к слову, Данияр имеет техническое образование). Он согласился сниматься в картине, несмотря на свой очень плотный график и жесткие требования режиссера. Адильхан Ержанов со студенческих лет категорически не приемлет срыва съемочного процесса. Никаким клятвам при этом не верит. Бывали случаи, когда он менял актеров после первого же съемочного дня, если чувствовал какой-то риск.
Адильхана Ержанова называют певцом артхаусного авторского кино. Продюсер Серик Абишев рассказал о творческих методах работы их команды.
– Любой промах может откинуть команду назад, а у нас цель – делать с каждым разом свои картины все лучше и лучше. У Адильхана есть свой почерк, он не любит повторяться, избегает штампов, а коммерческое кино предполагает предсказуемость сюжета. Оно так разжевано, что понятно даже детям, а на его фильмы приходят подготовленные зрители. Уже 10 лет работаем в этой индустрии в таком режиме, нас начинает признавать мир. Если все будет идти так и дальше, то когда-нибудь наше кино громко выстрелит.
Сейчас 37-летний режиссер и его команда заняты разработкой новых идей и написанием сценариев к будущим картинам. В сентябре, несмотря на жесткий карантин и закрытые границы, состоялась мировая премьера его фильма «Желтая кошка» на Венецианском кинофестивале, который проходил в офлайн-режиме. Несколько дней назад окончились съемки картины «Обучение Адемоки». Это первая работа режиссера, созданная на государственные деньги – при поддержке Государственного центра поддержки национального кино и киностудии «Казахфильм». Она про девочку-мигрантку, которую заставляют попрошайничать, но Адемока очень хочет учиться в школе... В картине заняты такие популярные актеры, как Данияр Алшинов, Асель Садвакасова и Булат Калымбетов.
Мерей СУГИРБАЕВА