Идейно чуждое

Портал в прошлое открылся в Государственном музее искусств имени Кастеева

6 002

Здесь проходит выставка «Идейно чуждое…», которая охватывает советское искусство 1920-1930-х годов и открывает цикл выставок, посвященных искусству России.
6 001– Идея экспозиции состоит в том, чтобы расширить представления большинства об очень интересном периоде советского искусства. Это было время борьбы и единения различных теоретических и стилистических художественных концепций, – рассказывает искусствовед, куратор выставки Галина Сырлыбаева. – Многие художники тесно связаны с Казахстаном, они приезжали к нам и создавали свои работы. Центральная Азия вдохновляла их своим колоритом. Впрочем, на выставке можно увидеть не только восточные сюжеты. Каждый художник, так или иначе, характеризует ту эпоху.
Основную часть экспозиции составляют произведения представителей творческого объединения московских художников «Маковец», существовавшего с 1920 по 1930 год. Также представлены произведения московских художников Климента Редько, Александра Лабаса, Алексея Моргунова, Льва Крамаренко.
Творчество Клемента Редько – пример развития новых тенденций в искусстве авангарда. Как и многие другие художники, он прошел школу кубизма, супрематизма, тщательно изучил методы классической школы. В период острых споров о будущих путях нового искусства выработал оригинальную концепцию живописи, основанную на экпериментально-аналитическом отношении к природе творчества.
В свою очередь художника того времени Александра Лабаса очень вдохновлял научно-технический прогресс, особенно его интересовали недавно появившиеся дирижабли и все, что связано с воздушными судами. Именно поэтому даже сюжеты многих его картин будто бы изображены с высоты птичьего полета.
К слову, многие художники того времени вообще любили необычные ракурсы. Например, на некоторых из представленных на выставке картинах можно увидеть не нарядную, величественную Москву, какой ее принято было изображать в советское время, а тихие улочки, отдыхающих горожан. Словом, сюжеты без прикрас, на этих полотнах показан живой город, каким его привыкли видеть жители.
На выставке представлены и произведения Льва Крамаренко. Многие из них посвящены Центральной Азии, которая вдохновляла художника. Он вообще много путешествовал и писал с натуры.
Конечно же, привлекают внимание и полотна одного из лидеров русского авангарда Алексея Моргунова. Он тоже пробовал себя во многих жанрах и стилях. Например, в 1910-х годах познакомился с Казимиром Малевичем. А в 1914 году они создали собственное движение в искусстве, которое назвали «феврализм».
Единственный ленинградский художник на выставке – Павел Филонов, основатель группы «Мастера аналитического искусства». Его называли «самым загадочным художником XX века». Он разработал своеобразную методику создания произведения. По мнению художника, картина должна развиваться из точки, как произрастающее зерно, живописцу необходимо отображать не только внешний вид предмета, но и все, что он знает о нем.
– Работы всех художников, с творчеством которых можно познакомиться на выставке, попадали в наш музей по-разному. Одни мы приобретали, другие нам передавали родственники художников. Так или иначе, за многие годы коллекция собралась немаленькая. Ее еще предстоит изучать, открывая все новые и новые факты, – подытожила Галина Сырлыбаева.