Сказочная драма

Театр имени Лермонтова открыл сезон на малой сцене спектаклем «Мой папа – Питер Пэн»

6 002

Это первая постановка, которую заслуженный артист РК Дмитрий Скирта создал, заняв должность художественного руководителя театра. Начинавший свой режиссерский путь в ТЮЗе имени Наталии Сац более 10 лет назад с постановки событийного спектакля «Гарольд и Мод», который по сей день с успехом идет на сцене, он остался верен своему творческому почерку – выбрал «простую» историю, побуждающую зрителя поразмышлять на очень непростые, жизненно важные темы.

6 001

Режиссер взял к постановке свежий драматургический материал. Пьеса «Мой папа – Питер Пэн» создана в 2018 году, сегодня она идет в нескольких российских театрах, включая «Сатирикон» Константина Райкина. Ее написала молодой автор Керен Климовски. Интересно, что драматург имеет казахстанские, более того – алматинские корни. Она – дочь поэтессы, драматурга и критика Светланы Аксеновой-Штейнгруд, которая была журналистом «Ленинской смены», завлитом ТЮЗа имени Наталии Сац, а затем уехала сначала в Москву, а потом в Израиль. Сама же Керен, перенявшая от матери требовательность к тексту, – коренная москвичка, выросшая в творческой среде российской столицы, пишет прозу, драмы, причем весьма успешно. Достаточно отметить, что пьеса «Мой папа – Питер Пэн» одержала безусловную победу на драматургическом конкурсе Российского академического молодежного театра «В поисках новой пьесы» и заняла третье место на конкурсе драматургии «Маленькая Ремарка» в Казанском ТЮЗе.
В спектакле пять персонажей: Мальчик (его роль исполняет девочка Саша Косенко), Рассказчик (Илья Бобков), Папа (лауреат Национальной театральной премии «Сахнагер» Владислав Букаткин), Мама (Наталия Гурьянова), Учительница (Анастасия Сметанина).
Это история о ребенке и его отце. Выросший сын, от имени которого ведется повествование, переносится мыслями в свое детство. Он мечтает повернуть время вспять и пытается понять, кем же на самом деле был его отец. Однажды давно тот признался сыну, что он – Питер Пэн, тот самый вечный мальчик из сказки, который умеет летать. Ему часто приходится отлучаться на сказочный остров, поэтому он исчезает, не появляясь дома несколько дней, часто опаздывает и забывает про дни рождения сына.
По сюжету, будучи профессиональным актером, папа не может найти работу и все нерастраченное актерское дарование раскрывает перед сыном, убедительно исполняя роль Питера Пэна. В своей игре папа словно ходит по лезвию ножа – временами кажется, что автор заводит героя в тупиковые ситуации, но благодаря неожиданным драматургическим придумкам и точным диалогам умело выводит из них, предлагая все новые и новые сюжетные ходы.
По этому непростому пути путешествуют участники спектакля. Актеры играют очень чутко, трепетно относясь к каждой детали, каждой реплике, каждому жесту. Это касается всех, включая ребенка. И хотя Станиславский некогда сказал, что дети всегда органичны на сцене, задействовать ребенка в театральной постановке, да еще в одной из главных ролей непросто. В «Сатириконе», например, роль мальчика Дани исполняет молодая актриса-травести. Но Дмитрий Скирта пошел на риск – и не прогадал. Как работал режиссер с маленькой актрисой, что говорил ей, как сумел увлечь процессом – осталось «за кадром», но ребенок очень убедителен и четко знает, что ему делать на сцене.
Но все же драматургически первая скрипка в пьесе – за папой. Обаятельный неудачник, словно созданный для вечного праздника, он не желает знать прозу жизни. В этом персонаже, созданном в лучших традициях русской литературы, угадываются черты героев Достоевского и Гончарова. История папы, по определению российского критика Екатерины Гороховской, это тот классический сюжетный перевертыш из русской литературы, когда по сути дела прав Штольц, но жалко Обломова. Актерская индивидуальность Владислава Букаткина идеально соответствует роли. По ходу спектакля ему удается убедить в своем сказочном происхождении не только своего сына, но и зрителей. Может быть, поэтому финал спектакля не воспринимается трагически – ведь настоящий Питер Пэн действительно умеет летать.
Образы героев подчеркивают сценография и костюмы. Декорации спектакля скупы: на сцене – только необходимое для действия (художник-постановщик – лауреат Национальной театральной премии «Сахнагер» Сергей Мельцер). Большое окно на сцене – это, образно говоря, то самое чеховское ружье, которое выстреливает в финале. Над костюмами героев работала лауреат Национальной театральной премии «Сахнагер» Любовь Возженикова: богемный образ папы подчеркивает длинный шарф, мама, которая, по ее словам, стала похожа на серые будни, одета в простенькое платье, а на учительнице – строгий костюм, за которым героиня прячет свои эмоции.
Фактически полгода из-за карантина двери театра были закрыты, и вот, открывшись, «Лермонтовка» вознаградила своих зрителей за терпение и преданность проникновенной, сильной постановкой, достойной участия в самых престижных театральных фестивалях. «Мой папа – Питер Пэн» – это тот редкий случай в репертуаре вечерних спектаклей, на которые можно ходить всей семьей. Кстати, на премьере среди зрителей были подростки и дошкольники.
Дмитрий Скирта уверенно перенял художественное руководство от народного артиста РК Рубена Андриасяна. Спектакль «Мой папа – Питер Пэн», равно как и предыдущие режиссерские работы Дмитрия Скриты в «Лермонтовке» – «Трамвай «Желание» по Теннеси Уильямсу, «О мышах и людях» по Джону Стейнбеку, вселяют надежду на дальнейшую успешную и плодотворную творческую работу нового худрука.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА